Наверное, винил очаровывает многих подростков, так как те никогда в жизни не видели проигрыватель для пластинок. То есть, тут та же история, что и, скажем, с печатными машинками. Помню, как-то раз я увидел на блошином рынке печатную машинку с лентой за 10 евро. И рядом на неё восхищенным взглядом смотрел ребенок лет девяти, который упрашивал папу купить её. И тот купил!
В другой раз, ребенок так же восхищенно смотрел на работающий проигрыватель. Он не понимал, как иголка может извлекать музыку из пластинки. И для него это была самая настоящая магия – куда более необъяснимая, чем тот же CD-плеер. Соль в том, что проигрыватель винила – очень «тактильный» прибор. То есть ты можешь увидеть и потрогать все, что происходит внутри и снаружи него, в отличие от куда более сложно устроенного CD-плеера, работа которого остается как бы за кадром.
- Узнайте, зачем детям игрушки?
В другой раз, ребенок так же восхищенно смотрел на работающий проигрыватель. Он не понимал, как иголка может извлекать музыку из пластинки. И для него это была самая настоящая магия – куда более необъяснимая, чем тот же CD-плеер. Соль в том, что проигрыватель винила – очень «тактильный» прибор. То есть ты можешь увидеть и потрогать все, что происходит внутри и снаружи него, в отличие от куда более сложно устроенного CD-плеера, работа которого остается как бы за кадром.
Что касается старшего поколения, то для него это в основном ностальгия. Я часто провожу воскресные утра на блошиных рынках, и пару лет тому назад, когда только начала затеваться вся история с Брекситом, я часто видел пожилых мужичков, размахивавших британскими флагами за своими прилавками. И на одном из таких прилавков, помимо развевающихся флагов, стоял старый вертак, проигрывавший пластинку со старыми патриотическими песнями. При этом продавец даже не подозревал, насколько плохо звучал его проигрыватель: «Такого качества уже никто не делает, дружище», сказал он мне. На что я ответил, перед тем как поспешно ретироваться: «Да, ты прав. Сейчас делают гораздо лучше».
Впрочем, сейчас полно навороченных проигрывателей, типа Pink Triangle или Linn Sondek, которые звучат натуральнее любого CD-плеера. И это правда, что ухо устает от цифрового звука гораздо быстрее, чем от аналогового. Я знаю это по себе, так как часто играю на клавишах. И когда мне приходится играть на синтезаторе, меня едва хватает на 1 час, в то время как на настоящем пианино я могу играть часами.
Я не эксперт по технологиям звукозаписи, но, насколько я знаю, цифровой формат не может передать частоту выше 20,000 Гц, в то время как аналоговые носители поддерживают до 35,000 Гц. Защитники цифры утверждают, что этот дополнительный диапазон не имеет значения, так как его не улавливает человеческое ухо. Но вместе с тем «аналогофилы» говорят, что дополнительный диапазон создает некое «присутствие», которое мы ощущаем, хоть и не можем услышать, благодаря чему музыку на аналоговых носителях получается слушать дольше.
Когда я учился в Суррейском университете, мы как-то раз провели один интересный эксперимент. Используя старое аналоговое оборудование, мы записали звук разбивающегося окна. И это был настолько натуральный звук, что когда мы проигрывали его в разных местах, окружающим казалось, будто где-то действительно разбилось окно! Этим мы хотели доказать, что старые способы звукозаписи ничуть не устарели. И что люди перешли на цифру исключительно ради удобства.
Возвращаясь к вопросу, я не думаю, что винил обладает качеством звучания, которого лишены цифровые форматы. Скорее всего, тут дело в, во-первых, магии и тактильности старых аналоговых приборов и носителей, и, во-вторых, в ностальгии.